Правила распространения Ислама. Урок 7

Правила распространения Ислама. Урок 7

Мы говорили о том, какими качествами должен обладать да’ий.

Но прежде всего, ему необходимы знания. И из знаний ему необходимы знания наук Корана – улюм-уль Кур’ан. Если он не обладает такими знаниями, в его даавате будут недостатки. Он должен знать, как Аллах в Коране обращается к сильным, как обращается к слабым, как устроен Коран, его структура, его красноречие.

Подумайте, у каждого аята есть причина ниспослания. И красноречие Корана – это красноречие к месту, которое помогает мусульманам запомнить аяты  Корана, наполняет их  сердца.

Также в Коране сказано, как обращаться с мусульманами и с немусульманами. Коран – это бесценный дар Аллаха, но мы этого не понимаем и даже не стараемся понять.

Сегодня разные люди горделиво говорят о науке и технологии, а в Коране, который был ниспослан 1400 лет назад, когда люди не знали никаких технологий, сказано об этом.

Сура Нух, аят 16:

И сделал луну в них источником света, и сделал солнце светильником, чтобы люди с помощью его лучей могли видеть то, что им нужно увидеть.

Аллах в этих аятах разъясняет, как он сделал Солнце дающим тепло,  называя солнце светильником, а Луну – дающей ночью свет, называя ее нуром.

Аллах рассказал в Коране, как устроен этот мир, еще до того, как люди узнали об этом через развитие науки.

«Аллах сделал Луну нуром». Нур – это сияние без тепла, то есть свет без тепла. О, Солнце сказано «И Солнце мы сделали светильником» — светильник – это то, что дает свет и дает тепло, т.е.  речь о том, что Солнце само горячее и дает тепло.

И об этом было сказано в Коране 1400 лет назад.

Также в Коране сказано: «И Солнце плывет по своей  орбите».

Движения звезд и планет по орбитам описаны как «плавание». Плавание – это продвижение посредством движений собственного тела. И это идеальное описание  для небесных тел, которое показывает, что небесные тела имеют два вида движения: одно из них – движение вперед, а другое – движение вокруг своей оси. И невозможно, чтобы в седьмом веке, даже если бы человек обладал всеми знаниями того времени, сказать «плавают по орбитам», чтобы описать движение звезд и планет.

Аллах в Коране сказал об этом 1400 лет назад, так же как и том, что все сущее сначала было создано одним целым, и затем Всевышний разделил небеса и землю друг от друга:

Cура аль-Анбия, аят 30:

Неужели неверующие настолько ослепли, что не видят, что небеса и земля были соединены, а Мы Своей мощью разделили их и сотворили всё живое из неживой воды? Разве можно после всего этого не уверовать, что нет другого божества, кроме Аллаха?

То есть Аллах Всевышний сообщил обо всем этом Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, и через него всем людям, не дожидаясь пока какой-нибудь ученый скажет, что он сделал научное открытие.

Зачем мы должны об этом знать?  Затем, чтобы говорить с каждым человеком на его языке и отвечать на слова атеистов-материалистов, если придется делать даават среди них.

А мы не сможем этого делать, если не будем знать и понимать Коран. Говорят, что в Коране очень много глубоких смыслов,  он глубокий, как океан. Но он не глубокий для тех, кто перелистывает его страницы, смачивая пальцы  слюной.

Как некоторые говорят, начитавшись переводов Корана: «Я там ничего особенного не нашел, есть какая-то сура, называется «Корова».

Причина этого в том, что эти люди лишь поверхностно изучают Коран, не заглядывая в истинный смысл аятов.

В Коране присутствует и’джаз – неподражаемость Корана, то, что потрясает человека и показывает ему его слабость. Например, в некоторых сурах в самом начале есть аяты, которые состоят из отдельных букв: Алиф Лям Мим или Алиф Лям Ра.

Некоторые ученые сказали об этих аятах: «Их смысл знает Аллах», другие объяснили, что здесь Аллах обращается к арабам и говорит, что Коран ниспослан на арабском языке, записан арабскими буквами – если вы можете, попытайтесь создать нечто подобное, но этого никто не может сделать. Если бы мог – мы бы увидели уже множество подобных книг. Аллах сохраняет Свой Коран, и люди не могут написать нечто подобное.

Коран полон и’джаза. И’джаз делится на научный и’джаз и и’джаз красноречия. Например, 2-ой аят суры аль-Бакара, в котором сказано: «Та книга…». Не говорится «эта книга», но сказано «та книга», что подчеркивает величие Корана (некоторые ученые говорят, что речь идет о том, что «та книга» имеется в виду, что она хранится на Хранимой скрижали – прим. ред) Также само ниспослание Корана – это и’джаз в отношении чисел. Коран ниспосылался в течение 23 лет, но он при этом наполнен удивительными числовыми чудесами: создать такую взаимосвязанную числовую логику в Коране было еще менее возможно для человека, чем сейчас.

В Коране слово нос упомянуто один раз – у человека он один. Губ две – в Коране губы упомянуты дважды, также и глаза – упомянуты дважды. Также и голова (раъс) упомянута один раз. Количество упоминаний мужчины и женщины одинаковое – смысл этого в том, что Ислам никак не унижает женщину. Аллах создал мужчину физически сильным и мужественным и у него своя функция, а женщину создал слабой, но с мягким сердцем и сделал ее матерью, любящей детей. Но это все никак не означает, что Ислам унижает женщину.

Да’ий должен знать Коран – ведь в Коране Аллах поместил все, что человеку необходимо, как для того мира, так и для этого мира.

Имам аш-Ша’рани пишет в Минан: «Человеку нужно два нура – знание и поминание Аллаха».

Да’ий должен знать Коран, чтобы на примере Корана уметь правильно организовать работу даавата – она должна быть основана на методике Корана (манхадж).

А что часто происходит в реальности? Это очень удивительно, когда в исламское заведение приходит какой-то светский человек обучать «правильной» методике. Отбросив методику Творца, человек пришел обучать людей какой-то иной, методике творений. И это при том, что Аллах обучил нас, как следует обращаться к людям, как призывать людей к Исламу – Коран полон примеров этого.Коран предписывает изучать жизнь Пророка, соллялаху алейхи ва саллям, чтобы правильно призывать к Исламу. И если да’ий не знает сиру Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, или знает ее плохо, его даават  будет полон недостатков и провалов.Нельзя ограничиться только книгой Нуруль-Якин – это подобно тому, что изучают в начальных классах школы. Как человек может ограничиться только этой книгой, когда есть множество томов о  жизни Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.

И пример такого да’ия, который не знает жизнь Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, подобен примеру человека, который решил открыть магазин, но на полках его магазина всего несколько раскиданных как попало вещей – люди проходят мимо такого магазина и ищут другой, в котором есть то, что им необходимо.

Поэтому да’ий должен быть богат знанием Корана и он должен глубоко знать сиру Пророка, соллялаллаху алейхи ва саллям, в примере которого есть все, что необходимо для жизни человека.

Представьте себе, в каких условиях жили Пророк и его жена Хадижа. Они разделили свой дом размером 5 на 5 на три комнаты и 12 человек жили в нем – в одной части Хадиджа и дочери, в другой части Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и мальчики, которых он взял к себе на воспитание, и  третья часть  – для гостей.

Пророк, солляЛлаху алейхи уа саллям, научил нас всему – как быть отцом, как быть мужем, как создать теплые отношения между супругами и многому другому.

Если есть человек, который хорошо знает арабский, но до сих пор не читал книг по сире, его даават будет страдать огромным недостатком и не будет в его даавате силы, пока он не получит глубокое знание сиры.

Посмотрите на наших суфийских шейхов – шейх Шуайб аль-Багини, кудисса сирруху, изучил сиру так глубоко, что мог писать прекрасные назмы о жизни Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, посмотрите, какие книги пишут современные наши устазы об истории пророков и их сподвижников.

Итак, то, что должен знать да’ий. В первую очередь – это науки Корана. Затем он должен знать сиру и хадисы, третье – фикх. При всем при этом да’ий должен знать историю и в частности именно историю даавата – то есть всю историю даавата нашего Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.

В самом начале в Мекке даават  шел скрыто из-за слабости мусульман. Потом призыв пошел открыто и курайшиты стали притеснять мусульман, после этого мусульмане совершили Хиджру в Медину. После этого курайшиты стали нападать на мусульман и захватывать их имущество, нападая на караваны, идущие в Сирию. В итоге состоялся газават при Бадре, когда сахабы, которых было в 3-4 раза меньше мушриков, нанесли им сокрушительное поражение. Аллах так возвысил их за все те трудности, которые они  терпеливо пережили.

Поэтому да’ий должен быть готовым терпеть сложности  — он должен призывать не один и не два года, а много лет, усердно стараясь на этом пути. Точно также как люди годами ухаживают за садом прежде, чем он начнет давать плоды.

Также да’ий должен изучать фикх, т.е. он должен разбираться в хукмах Шариата, а именно в тех положениях, которые необходимы людям. Ему не следует рассказывать людям о тех хукмах, которые для них неактуальны на данный момент. Как некоторые начинают разъяснять сугубо теоретические ситуации из книг по фикху, которые возникают редко или не возникают вовсе. Или кто-то начинает рассказывать неделями о намазе лунного или солнечного затмения.

Да’ий должен давать людям понимание религии, он должен искать болезни людей и давать им лечение, он должен быть излучающим свет наставления. Если понемногу давать людям знания и понимание религии, это принесет свои плоды.

В Дамаске вместе со мной учился один человек, вначале он постоянно со мной спорил, и наши отношения были плохими. Но он усердно учился и позже изменился сильно – теперь у нас совсем другие отношения и когда я бываю в Дамаске, он оказывает мне такое уважение, какое мало кто оказывает.

Наше невежество – это то, чего больше всего хотят наши враги. Надо постоянно развиваться и постоянно увеличивать свои знания, также и обучать людей все большему и большему. Нельзя останавливаться и думать, что «людям вот этого знания достаточно».

В Та’лиму та’лиму написано:

«Получай знания, знания – это красота изучающих знания. Знания – это путь к самому лучшему. Каждый день увеличивай свои знания и будь подобен океану пользы, ведь понимание религии – это то, что ведет к самому лучшему. Понимание религии ведет к таква и это самая лучшая из целей человека. Знание наставляет человека и защищает его от бед. Один знающий опаснее для шайтана, чем тысяча поклоняющихся».

Джахилей-невежд шайтан обманывает из-за их невежества. Шуайб аль-Багини рассказывает историю. Один человек, который был противником тарикатского устаза, утверждал, что к нему прилетает какая-то птица, которая уносит его на Арш. И устаз попросил его «возьми  и меня с собой один раз», тот согласился.

И вот птица привезла их якобы на Арш, и через некоторое время тот человек начинает совершать намаз. Устаз говорит – ведь намаз в Раю не совершают, он обязателен только в дунья. Затем перед рассветом «птица» говорит, что пора возвращаться в земной мир и устаз говорит этому невежде – из Рая никто не возвращается, я не хочу обратно. Та «птица» повторяет «нам пора, нам пора» и буквально взрывается от злости. И тогда невежда открывает свои глаза и видит, что находится в туалете. Устаз ему говорит, что он все это время «летал» в туалет, а не на Арш. Так шайтан обманывает людей, если у них нет знаний.

Если человек обладает знанием и пониманием религии – это самый большой дар от Аллаха.

В хадисе сказано: Когда Аллах желает своему рабу блага, Он дает ему понимание религии».

В хадисе не сказано, что ему дают какую-нибудь крутую машину или ему дарят гурий, сказано, что такому человеку дается понимание религии. Если он получит понимание религии, он получит счастье и в этом мире, а если нет понимания религии, для него этот мир будет большим несчастьем.

Да’ий должен обладать знанием истории ислама. Когда жили ученые, как развивались науки, как развивались мазхабы, когда начали записывать хадисы, когда жили имамы-муджтахиды, когда жили имамы, которые собирали хадисы, когда жили имамы, которые развивали дальше науку хадиса и ввели классификацию хадисов на достоверные и недостоверные и другие. И другие имамы, которые сделали огромную работу, чтобы защитить Ислам и мусульман от заблудших.

Как сказано: «Народ, который не знает свою историю, не сможет улучшить свое будущее». Посмотрите сегодня, спросите у наших дагестанцев о нашей истории – они ничего не знает. Зато знают футболистов, хоккеистов, певцов и прочих деятелей.

В Дагестане в 1927 издавался журнал «Баянуль Хакаик», в нем сказано:

«Тот, кто не знает свою историю – он не из умных людей. Тот, кто знает историю своих предков, будто бы добавил к своей жизни еще одну жизнь».

Поэтому да’ий должен знать историю своей родины, историю исламских государств, историю развития наук, историю ниспослания шариатских хукмов.

Да’ий должен знать арабский язык. Если он не знает арабского, он не знает Калам Аллаха, не знает хадисов, он не знает слов имамов, слов шейхов – он не знает ничего. Он похож на человека без рук и ног, лежащего на постели, которого кормят с ложки и он получает только это. Какая в нём может быть сила? Никакой.

Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Изучайте арабский язык — это успокаивает сердца и делает человека совестливым и скромным».

Как он становится совестливым? Если он изучает сиру Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, он уже не сможет заниматься чем попало, ему будет стыдно. Если он изучил бы жизнь сахабов, узнал бы, какие трудности они пережили, человек вёл бы себя скромней и довольствовался бы малым.

Посмотрите же на нас – что творится сегодня в Дагестане. Если бы наши люди знали жизнь сахабов, разве мы жили бы так, как живем сегодня? Нет, никогда бы не жили!

И это все из-за того, что люди не понимают Калам Аллаха, хадисы Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, не знаем жизнь сахабов, имамов. Но сегодня люди знают только одно – покушать три раза в день и считать деньги, которые получает. Это умеет любой, кто знает, что дважды два – четыре.

Поэтому самое лучшее, что мы можем оставить для своих потомков – сделать так, чтобы они могли изучать жизнь Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, сахабов и имамов.

В Йемене живет ученый Абдуль-Маджид Зандани. Он и в Москве бывал с лекциями, дает их по всей Европе. Он призвал к Исламу много ученых светских наук  — он донес до них, что многие их открытия мусульмане знали из Корана еще 1400 лет назад.

Если да’ий не будет обладать глубоким знанием и пониманием религии, он не добьется своих целей и просто надоест людям. Его даават будет подобен угощению из кукурузных палочек, когда и сам ими не наешься и гости тоже не насытятся.

Непонимание этого  — одна из самых больших болезней Дагестана и не нужно скрывать, что у нас мало людей с глубокими знаниями религии, т.к. это видно по проповедям в наших мечетях.

Как сказал имам аль-Газали: «Я не увидел в людях большего недостатка, чем то, что они делали плохо то, что могли бы сделать хорошо».

Пусть Аллах нам поможет не быть такими. Имейте в виду, что вы – будущие да’ии – должны быть теми, кто читает много разных книг и получает много знаний, стремясь принести пользу себе и другим. У вас сегодня больше возможностей для этого, чем было раньше у нас, и если вы ими не воспользуетесь, попадете под гнев Аллаха, т.к. когда больше возможностей, тогда  и ответственности больше.

На этом мы завершаем наш урок.

Хвала Аллаху, Господу миров.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить: