Правила распространения Ислама. Урок 11

Правила распространения Ислама. Урок 11

Мы продолжаем наши уроки по правилам даавата.

Мы говорили о том, как правильно призывать людей к Исламу, чтобы наши назидания и наставления не были пустыми и бесполезными.

Мы говорили о том, что призывающий должен правильно выбирать тему проповеди. Когда в обществе огромное количество проблем, нельзя все время рассказывать о намазе солнечного или лунного затмения.

Наши проповеди не должны быть набором каких-то несвязанных слов и предложений, как сегодня это имеет место в большинстве мечетей.

Каждую пятницу в мечеть приходит много людей, поэтому надо правильно понимать, что именно надо им предложить, чтобы они захотели прийти пораньше еще раз именно для того, чтобы услышать актуальное для них назидание и найти ответы на свои вопросы.

Поэтому надо готовить проповеди и делать свою работу как ее делает ювелир. Надо заранее запомнить имена всех ученых, изучив их жизнь и воздавая достойную им хвалу.

У пятничной проповеди есть и свои условия (шарт) и составные части (рукн), и адабы. Можно заглянуть в книги для того, чтобы сравнить, соответствуют ли проповеди в наших мечетях тому, что в них написано.
Пример.

Некоторые растягивают свои наставления и проповеди на час-полтора и даже два часа. На самом деле у каждого вида наставлений есть свои временные рамки. Проповедь должна длиться 15-30 минут, и при этом состоять из введения, основной темы, из цитат, доводов разума и примеров, разъяснений и выводов.Бывает так, что рассказывают 25 минут, но хочется, чтобы продолжалась и дальше, и бывает так, что и 10 минут не говорят – а уже и слушать не хочется. Призывающий пересказывает хадис, но не дает ему полного разъяснения, не раскрывает актуальные для слушающих смыслы этого хадиса. И тогда его не слушают вовсе или делают вид, что слушают.

Далее.

Когда рассказываешь что-то, надо раскрывать тему полностью. Если речь идет об обязательном намазе, надо рассказывать об условиях и составных частях намаза и о том, что делает его недействительным.То же самое сегодня делают и с тасаввуфом – имамы говорят, что тарикат обязателен, что необходимо вступить под воспитание духовного наставника, но не раскрывают смысл этого действия, не дают людям понимания. Поэтому к устазу приезжают некоторые люди и говорят «я приехал, чтобы ты добавил мне задания» или как одна женщина сказала: «У меня в следующем году приехать не получится, давайте, я получу задание следующего года сейчас». Разве она такое сказала бы, если бы ее обучили всему правильно и дали понимание самых основ? Никогда бы не сказала!

Многие имамы занимались лишь чтением мавлидов и нашидов, а когда пришел ваххабизм, оказалось, что люди не обучены даже самым основам религии и они не могут ничего противопоставить заблуждению. И эти имамы стали лишь исполнять обязанности по похоронам, превратившись в «похоронное бюро» — больше не осталось у них никакого влияния на джамааты. Это — правда, даже если она им не нравится.

Но за пределами Дагестана у ученых не такие традиции. Там у ученых другие обязанности – они пишут книги, призывают и наставляют людей. Есть такой большой ученый в Шаме Абдуль-Карим ар-Рифаи  — если он присутствовал на мавлиде и в этот момент к нему подходил ребенок с просьбой обучить правильному чтению суры аль-Фатиха, он сразу уходил вместе с этим ребенком и обучал его этой суре.

Имам аль-Газали пишет в Ихья, что исламские знания объединяют людей, а не разделяют их. А, например, в Унцукульском районе еще лет 20 назад имамы стали тут и там проводить мавлиды и посещать их, не воспитывая молодежь и не давая ей знания. Не разъясняя основы убеждений, не объясняя, сколько всего человек должен знать, чтобы иметь право на иджтихад и многие вопросы.

Поэтому появился ваххабизм и распространился везде как сорняк.

Поэтому имам-хатиб – это своего рода строитель. Он «строит» понимание религии у общества. Если он это делает неправильно – возводит только одну стену или не возводит крышу – он не достроит дом.

Постоянно говорят о том, что гибат (хула, сплетни) – это плохо. Но почему-то не говорят, что не надо толкать людей на это. Надо учить молодых людей – не ходите в шортиках, иначе о вас будут говорить, что ходите, как обезьяны. И никто не говорит женщинам – не ходите в мини-юбках, одевайте скромно – ваши матери не делали этого, иначе о вас будут говорить плохо, не давайте людям повода говорить о вас плохо.

Все порицают зависть и это правильно. Есть хадис о том, что зависть сжигает благие деяния, как огонь сжигает дрова. Но почему никто не говорит, что нельзя вызывать эту зависть?

Как только кто-то получит должность или заработает денег – он обязательно должен это выставить напоказ или как-то иначе показать свой достаток.

Что говорит нам наша религия? Она говорит, что если у тебя сосед не может себе позволить купить фрукты, а ты купил их для своей семьи и не собираешься с ним делиться – спрячь их не показывай, когда несешь домой, чтобы его дети или он сам не позавидовал тебе.

Не надо вызывать зависть людей, удовлетворяйте свои нужны скрытно, чтобы не вызывать зависть наших братьев, которые не могут себе позволить то, что можете себе позволить вы.

Имам аль-Газали в Ихья приводит хадис: «Удовлетворяйте свои нужды скрытно, поистине, полученные блага вызывают зависть».

Мусульмане не знают Сунны и не следуют ей, а вот, к примеру, евреи скрывают свой достаток  хотя бы из хитрости. Они не покупают того, что бросается в глаза, чтобы не вызвать зависть. А мусульмане из-за непонимания Сунны этого не делают, и хитрости им для этого не хватает, поэтому и вызывают друг у друга зависть.

Поэтому надо критиковать не только саму зависть, но и то, что ее вызывает. А для этого тот, кто призывает к Исламу, должен быть храбрым, бесстрашным. Чтобы он не таял, если на него посмотрит какой-нибудь чиновник или богатый человек. Или чтобы он не молчал, получив от кого-то «лакомый кусочек».

Он должен сказать, что по Исламу хукм (решение) вот такое, доводы разума такие – хотите  — следуйте, не хотите – не следуйте, я до вас довел, а в Судный День нас рассудят.

Да’ий должен в проповеди начинать с того, что известно людям и вести их к тому, что им неизвестно.

Например, большинство знает, почему был погублен народ Лута и почему Аллах разгневался на бану исраил (евреев). И он должен путем аналогий донести до них грязь, которая их окружает  — проституция и прочая грязь, алкоголизм, убийства детей, родившихся от прелюбодеяния (зина). Нужно доносить до людей, что именно происходит вокруг них, в обществе, чтобы они понимали, от каких болезней необходимо избавляться.

Алимы Шама отлично умеют делать наставления и назидания. Хотя в их мечетях и бывают агенты спецслужб, которые следят за тем, о чем они говорят на проповедях, они умеют это сделать так красиво и с умом, что те, кто хочет понять, поймет, а эти агенты не найдут за что зацепиться.

В Дагестане есть алимы, которые могут разъяснить истину, объединить людей, куда бы они ни приехали, но есть и те, кто может провалить все из-за плохого понимания религии и методов даавата.

Поэтому прежде, чем выйти к людям с проповедью, надо получить знания. Именно это наставления сделал мне мой муаллим из Хвартикуни, да простит Аллах ему грехи. Когда он услышал, что кто-то проучился 4-5 лет и вышел к людям с проповедью, мой муаллим сказал мне: «Я против того, чтобы ты делал так, как они». Я спросил, почему и он ответил: «Потому что, сынок, если ты займешься этим делом до полной готовности к этому, ты полюбишь власть, лидерство, тебе понравится быть над людьми, и нет ничего хуже этого». И это на самом деле так.

В Шарх Сильк аль-айн написано:

«Если человек претендует на лидерство до того, как станет готовым этому, то собака лучше этого человека». И неважно в чем это лидерство – в Шариатских знания, в тасаввуфе или в управлении людьми.

Также тот, кто выходит к людям с речью, должен обладать самообладанием, чтобы его не могли вывести из себя или вывести из равновесия.

Он также должен уметь смотреть не только далеко в бинокль, но и видеть то, что перед его глазами.

8-ое. Он должен следить за своими движениями, т.е. не делать лишних жестов, ведь он вышел не танцевать, а рассказывать об Исламе.

Язык жестов говорит многое о человеке и показывает, насколько он умен и насколько понимает религию. И по его словам можно понять, какого уровня знания он достиг. Как говорили ученые прошлого: «Слова человека показывает степень его ума». И сразу понятно, любит ли он лидерство и сразу видны многие его болезни.

Некоторые призывающие к Исламу рассказывают о лицемерах и других подобных им людях и при этом показывают на слушающих.  Что могут подумать те, кто слушает такого проповедника? Они в лучшем случае подумают, что он недалекого ума.

Далее.

Хатиб не должен сразу по приезду в какое-то село, наваливаться на местные обычаи, противоречащие Шариату. Это надо делать шаг за шагом, обучая людей и разъясняя им истину, прививая женщинам стыд и пробуждая в мужчинах ревность к истине.

Женщины не виноваты в том, что они себя ведут бессовестно —  в этом виноваты мужчины. Когда мужчины оставляют ревность к религии, женщины становятся еще хуже мужчин. Прицеп не виноват ни в чем – вся вина ложится на шофера.

Далее.

Он должен для хутбы одеться соответствующим образом. Он должен прийти в белой красивой одежде, а не в красно-зеленой спортивной форме с надписью какой-нибудь известный фирмы. Некоторые выходят к людям, в каких странных головных уборах, которые не принято носить в этой местности, или выходят в темных очках.

Хатиб должен быть одетым так, чтобы люди вспоминали Аллаха, как сказано в хадисе: «…когда видишь этих людей, вспоминаешь Аллаха».

Надо также достойно хвалить людей, которые делают свою работу хорошо и критиковать тех, кто делает ее плохо, но при этом не надо называть имен, потому что в таком случае первые могут возгордиться, а последние будут в обиде.

Это критика основанная на ихлясе и это аль-амр биль ма’руф ва ннахью аниль-мункар. В наше время люди оставили это из-за боязни перед людьми или из-за боязни потерять деньги, которые получают в виде зарплаты за свою работу.

Из всего этого мы должны понять, что нельзя просто выйти и рассказать ни о чем. Для проповеди нужна подготовка – нужны знания, нужно понимание, нужна мудрость, нужно знать порядок действий, условия и составные части проповеди. Нужно знание, ум и богобоязненность и тогда от такого человека будет польза.

Иначе он уподобится тому, кто производит фальшивые лекарства, которые не приносят никакой пользы людям или вредят им.

Его проповедь не будет иметь эффекта, то пороки общества и его болезни будут множиться и распространяться: азартные игры, риба (ростовщичество), бордели и другие грехи, болезни и напасти.

В мечетях будут говорить одно, а люди будут делать совсем другое.

Хотелось бы, чтобы мы использовали те возможности, которые Аллах дал нам. На этом мы завершаем наш урок.

Хвала Аллаху, Господу миров.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Ответить: